СЦЕПЛЕНИЕ.
Замена сцепления дорогостоящая операция и по материалам и по стоимости работ и по затраченному времени. Если уж вы решились на эту операцию, надеемся данная статья будет полезной и ответит на некоторые ваши вопросы.
Для большинства переднеприводных автомобилей требуется 5-8 часов чтобы демонтировать тормозной узел, ступицу колеса и всю ось на одной стороне, отделить КПП от двигателя для доступа к сцеплению и собрать все это обратно. Автомобили с задним приводом требуют 4-5 часов, потому что для доступа к сцеплению достаточно снять карданный вал и отделить КПП.
Независимо от типа вашего транспортного средства затраты на материалы как правило, превышают затраты на работу. Важно помнить, что сцепление это интегрированная система, где все детали зависят друг от друга. При замене сцепления, замена комплекта - самый разумный выбор. Если шумит первичный подшипник замените также его. Изношенные подшипники вызовут несоосность валов, что приведет к быстрому износу сцепления и подшипников.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СЦЕПЛЕНИЕ.
Сцепление механической коробки передач составлено из трех главных деталей, помещенных между маховиком двигателя и входным валом КПП.
Диск сцепления - вращающаяся круглая металлическая пластина покрытая фрикционом с обеих сторон. Диск расположен между маховиком двигателя и нажимным диском сцепления и зажат плотно между ними когда сцепление включено.
Корзина сцепления - пружинная металлическая пластина, которая быстро вращается с маховиком и зажимает диск сцепления между собой и маховиком.
Выжимной подшипник служит связью между диском сцепления и корзиной. Когда водитель нажимает педаль сцепления, этот подшипник разделяет корзину и диск сцепления от маховика, чтобы разъединить двигатель от трансмиссии; когда водитель отпускает педаль сцепления, подшипник позволяет пружинам сдвинуть все обратно и сцепление включается. Выжимной подшипник сильно изнашивается и может при этом визжать.
ИЗНОС КОМПОНЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ
Сцепление разработано таким образом чтобы материал диска сцепления находился под постоянным трением во время процесса включения и выключения сцепления. Естественно, диск сцепления должен быть заменен в любом случае. Однако также важно отметить, что проблемы с другими компонентами сцепления могут привести к износу диска, который в свою очередь вызывет износ других компонентов. Маховик, который обычно не рассматривают частью сцепления, также может подвергнуться износу или перегреванию.
Как любое пружинное устройство, пружины корзины (или "пальцы") имеют тенденцию слабеть в течение времени, это вызвает пробуксовку сцепления. Эту проблему невозможно диагностировать при визуальном осмотре корзины, изношенная корзина как правило сильно гремит при включении сцепления. Износ подшипников также может вызвать проблемы несоосности, которые наносят ущерб другим компонентам.
КОМПЛЕКТЫ СЦЕПЛЕНИЯ
Диск сцепления, корзина и выжимной подшипник обычно продаются в комплектах и как правило дешевле чем если их покупать по отдельности. В зависимости от марки транспортного средства и рекомендаций изготовителя, некоторые комплекты могут также включать первичные подшипники. Во многих случаях изготовители предложат эти детали вместе как полный комплект, потому что они знают, если диск сцепления сносился, другая деталь тоже нуждается в замене. Если инженеры, которые проектировали и тестировали Ваш автомобиль сделали такой вывод, их совет стоит учесть. Учитывая стоимость работы, сэкономленная копейка может привести к потери тысячи рублей.
МАХОВИКИ - КОГДА ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАМЕНЕНЫ
Так как у Вашего старого диска сцепления был прямой контакт с маховиком двигателя на протяжении сотен и тысяч километров, осматривайте маховик особенно тщательно. Самой важной будет проверка поверхности маховика, потому что любая маленькая неровность вызовет проблемы. Для этого используют циферблатный индикатор или линейку. Некоторые изготовители озвучивают цифры до 0.01 мм для каждого см. диаметра маховика приемлемыми, но некоторые уверяют что биение более чем 0.005 мм создадут вибрацию сцепления и проблемы. Любая неровность более чем 0.01 мм создает риск неисправности сцепления от чрезвычайных колебаний, неравного зажима, и т.д.
Осмотрите маховик на наличие трещин – особенно вокруг отверстий для монтажных болтов. Если трещины более глубоки, чем поверхностные царапины, маховик должен быть заменен, чтобы избежать вероятной возможности разрушения. Проверьте зубы стартера вокруг окружности старого маховика, чтобы удостовериться, что ни один не сломан. (Эти зубы также известны как "зубчатый венец". На некоторых маховиках эта часть меняется отдельно.)
ВОССТАНАВЛИВАТЬ ИЛИ ЗАМЕНИТЬ МАХОВИК?
Мнения по поводу восстановления или замены маховика варьируются. Восстановление состоит из стачивания старой поверхности на маховике, удаляя минимальную часть материала, что дает новую, гладкую поверхность. Некоторые производители транспортных средств категорически против любого восстановления и рекомендуют только замену маховика, если старый выглядит сомнительным. Другие утверждают, что это - нормальный процесс, говоря, что диски сцепления работают лучше из-за неровностей оставленных токарным станком на поверхности маховика. В конечном итоге решать придется вам, как правило автосервисы не дают гарантию на восстановленный маховик.
Двухмассовые маховики не восстанавливаются НИКОГДА!!! Иначе возникнут большие проблемы баланса.
ИТОГО
Даже если пробег вашего автомобиля всего 10-20 тысяч км пробега это не значит что сцепление новое. Стиль вождения является фактором номер один, который определяет долговечность сцепления (или отсутствие его!). И помните, что почти все автопроизводители считают сцепление пунктом "износа", таким как например шины и тормоза. Если к вас кончилось сцепление, а автомобиль все еще на гарантии, маловероятно что замену сцепления посчитают гарантийной работой. Независимо от того сколько вы проехали 20,000 или 200,000 км. замена сцепления - большая работа и оплачивать ее придется вам.
Неважно что является причиной поломки диск, корзина или выжимной, лучшим выбором будет замена всего комплекта целиком. Этим Вы сэкономите время, деньги и выиграете в качестве.
Удачи на дорогах!